НТС

НАРОДНО - ТРУДОВОЙ СОЮЗ
РОССИЙСКИХ СОЛИДАРИСТОВ

Не в силе Бог,
а в Правде!

Александр Невский

Ссылки
Литература
Литературные рецензии
Главная страница
1.Национальная идея
2.О текущих событиях
3.Литература НТС
4.Персоналии
5.История
6.Казачество
7.Территориальное управление. Геокибернетика
8.Воссоздание Российской империи
9.Христианско-демократическое движение
10.Реформы вооруженных сил
11.Церковная жизнь
12.Историческая правопреемственность
13.Реституция собственности
14.Интеллектуальное творчество
15.Молодёжная политика
16.Крестьянский вопрос
17.Народонаселение: воспроизводство и качество
18.Возрождение национальной культуры
19.Этноконфессиональные вопросы
20.Коррупция
21.Экология
22.Избирательное право
23.Программа и устав НТС.Как вступить в НТС
24.Внутренние дела НТС
25. О сайте. Отклики. Авторы

Стрелы НТС

Наша рассылка через Subscribe.Ru
Стрела НТС
Ваш e-mail:


АУДИО МАТЕРИАЛЫ



ПОЭЗИЯ МЫСЛИ



О книге: М. Мамардашвили «Эстетика мышления»


Когда можно сказать, что человек мыслит? Всякий ли человек мыслит? Что представляет собой мышление? Есть особые люди, которые посвятили мышлению всю свою жизнь. Это занятие не менее трудное, чем поднятие перегруженной штанги. Называются эти тяжелоатлеты мысли философами. К их числу принадлежит удивительный человек - профессор Тбилисского университета Мераб Мамардашвили. После его смерти учениками была опубликована запись бесед философа об увлекательном и трагическом приключении человеческой мысли.

Неожиданные и парадоксальные суждения Мамардашвили теперь предстали перед читателями в виде долгожданной книги, получившей название «Эстетика мышления». Грузинский философ рассматривает мысль как со-бытие (не случай, а именно со-бытие, вхождение в Бытие, вторжение в Бытие). Мысль - это соучастие в тайне Мироздания, а не какой-то заранее расчисленный алгоритм. «Мысль нельзя подумать механически, она рождается из душевного потрясения». Соответственно и передать кому-либо свою мысль невозможно, другой человек может прийти к ней только самостоятельно, перенеся сходное духовное со-бытие. И никакие технические средства заменить духовный опыт человека не в состоянии. «Выразить письмом мысль невозможно, мысль невыразима», - сообщает итог своих раздумий Мераб Мамардашвили.

Мысль «может промелькнуть на пределе человечески возможного. С этим связан жуткий труд мысли». Грузинский мыслитель стоически утверждает, что «за этим стоит сознание действительно странной какой-то и непонятной обреченности всего высокого и прекрасного. Оно как бы не держится ни на чем, не на чем ему держаться». Но одновременно «только у существ и только в таком мире, где хрупко и неминуемо обречено все высокое и благородное, есть и возможна мысль, потому что такие существа можно назвать историческими существами». Только через напряжение мысли есть шанс выйти за пределы жуткого и уродливого существования, разомкнуть путы обреченности и отчаяния. А это уже поступок, то есть - выход в Историю.

Мамардашвили убедительно доказывает, что без постоянной работы мысли обречены любые прекрасные порывы. «Недостаточно эмпирически иметь состав прекрасных чувств, прекрасную душу и даже недостаточно собрать всех прекраснодушных вместе. Ибо, если их собрать вместе, получится такая банда скорпионов, что не дай бог». Так не раз случалось в истории, когда замечательно задуманные теории приводили к кровавой драме. Поэтому и «в философии чаще всего мы сталкиваемся не с задачами, которые разрешимы, а с тайной мысли и человеческого существования, и единственное, что мы можем сделать с тайной, - это ясно ее себе представить».

У человека есть только один способ установления истины - работа мысли, итогом которой только и может явиться прекрасное произведение. «Мысль есть прежде всего действие. Обычно под мыслью понимают некое ментальное состояние, которое мы получаем шагами рассудка, рассуждения. В этом случае ее называют еще отражением реальности. А я хочу сказать другое: хотя мысль, несомненно, ментальное состояние (то есть она может быть таковым), но по сути, в своем фундаменте она есть действие, благодаря которому у нас и появляется, помимо отражения, возможность создать что-то».

Значение мысли заключается в том, что она способна вносить порядок в хаос, производить, то есть создавать произведения. Любое созданное разумом материальное произведение несет на себе отпечаток сотворившей его мысли, является символом порядка в окружающем его хаосе. Поэтому никакая техника в принципе не может заменить человека в производительном труде. Только человеческая мысль может создавать совершенные и упорядоченные произведения, техника же, даже самая совершенная, будет плодить хаос.

И, наконец, следует сказать главное для будущих читателей книги Мераба Мамардашвили. «Эстетика мышления» - не научный трактат, не голая схема, а целый ряд живых, увлекательных бесед, вовлекающих в раздумья и интеллектуальные переживания. Можно ощутить атмосферу прямого диалога философа со слушателями.

Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду -
Все подвергалось их суду.

Юрий ЕПАНЧИН
                                                                                                                                                                                                                                                                   


Copyright © Александр Панкратов. E-mail: nts1951@yandex.ru