НТС

НАРОДНО - ТРУДОВОЙ СОЮЗ
РОССИЙСКИХ СОЛИДАРИСТОВ

Не в силе Бог,
а в Правде!

Александр Невский

Ссылки
Литература
Литературные рецензии
Главная страница
1.Национальная идея
2.О текущих событиях
3.Литература НТС
4.Персоналии
5.История
6.Казачество
7.Территориальное управление. Геокибернетика
8.Воссоздание Российской империи
9.Христианско-демократическое движение
10.Реформы вооруженных сил
11.Церковная жизнь
12.Историческая правопреемственность
13.Реституция собственности
14.Интеллектуальное творчество
15.Молодёжная политика
16.Крестьянский вопрос
17.Народонаселение: воспроизводство и качество
18.Возрождение национальной культуры
19.Этноконфессиональные вопросы
20.Коррупция
21.Экология
22.Избирательное право
23.Программа и устав НТС.Как вступить в НТС
24.Внутренние дела НТС
25. О сайте. Отклики. Авторы

Стрелы НТС

Наша рассылка через Subscribe.Ru
Стрела НТС
Ваш e-mail:


АУДИО МАТЕРИАЛЫ



ТЕЛЕГА ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ



О книге Т. Бетелла «Собственность и процветание»
(М., ИРИСЭН, 2008.)



Книга Тома Бетелла, казалось бы, вполне апологетическая. Автор, вроде бы, ломится в открытую дверь, доказывая, что страны, в которых защищена частная собственность, являются более успешными в экономическом отношении, граждане в них более зажиточны, а также обладают неотъемлемыми гражданскими правами, в политической сфере им соответствует свобода и демократия. На самом деле речь идет о фундаментальном исследовании одного из главных оснований человеческого общества. В нем прослеживается, каким образом в различных цивилизациях взаимодействуют право и экономика, как государственная политика соотносится с жизнью и достоинством людей. Пожалуй, нет такого экономиста или юриста, чьи труды оказали влияние на понимание или трактовку частной собственности, имя которого не упомянуто в книге Бетелла. Но это сочинение можно порекомендовать не только эрудитам, но и самым изысканным эстетам, поскольку история идей соотнесена в нем с трагическим поиском человечеством наилучших оснований своей жизни, бескомпромиссным спором о свободе и справедливости, на алтарь которого пролиты реки человеческой крови.

Бетелл отмечает тот прискорбный факт, что экономические теории в последние столетия приобрели самодовлеющее значение и подмяли под себя право и политику. Между тем, согласно позиции Бетелла, правовая система является основой экономического устройства, а не наоборот. Существующие в обществе правовые нормы пронизывают все человеческие отношения, определяют повседневное поведение людей, в том числе уважение к труду и собственности. Прежде чем вести речь дальше, обратим внимание на исторически сложившиеся общие системы права.

Наиболее древней является обычное право. Само название говорит, что оно основано на обычае, и формируется на ранних этапах развития человеческого общества, когда еще не было государства и писаных законов. Это, однако, не мешало обычному праву веками четко регулировать отношения как внутри племени, так и между различными народами. Так, из глубины времен идет обычай гостеприимства, обеспечивавший чужаку кров, пищу и защиту. Значительный скачок в совершенствовании правовой системы совершили древние римляне. Именно они разделили право на две части: публичное и частное. Сферой публичного права стало государственное законодательство, сферой частного - договорные отношения между отдельными гражданами и общинами. То, что частное право было выделено в отдельную отрасль, обеспечило рост гражданского самосознания, отделение личности от государства, высокую экономическую эффективность и последующее доминирование Рима во всей античной ойкумене (объединение под его властью всех древних цивилизаций Старого света, за исключением Индии и Китая).

Нашествие варваров разрушило Римскую империю, но традиции римского права проросли сквозь толщу темных веков и легли в основание западной цивилизации. В XVII столетии сформировалась концепция естественного права, наделяющая человека некоторыми неотъемлемыми правами, в число которых входило право на частную собственность. Естественные права, согласно этой концепции, не могут быть ликвидированы или ущемлены с помощью государственного законодательства, которое получило наименование положительного права. Первой страной, в которой утвердилась подобная правовая система, стала Англия. Поэтому не удивительно, что именно Великобритания создала величайшую мировую империю, в которой «никогда не заходило солнце». Однако в наиболее чистом виде система естественного права была осуществлена в Соединенных Штатах Америки. Именно они стали экономическим, а потом и политическим лидером ХХ века.

Такова голая схема. Действительность же содержит бесконечное многообразие юридических и политических коллизий в различных регионах и странах вплоть до современного «крестового похода» за «права человека». Том Бетелл, в свою очередь, настаивает, что утверждение справедливого жизнеустройства не терпит компанейщины, силовое внедрение либеральной демократии во всем мире может обернуться грандиозным провалом. Правовая система, политическое устройство, экономическое благосостояние не могут рассматриваться и внедряться по отдельности, они представляют собой сложную систему взаимозависимости, требуют точной настройки и самонастройки. В частности, программа экономической помощи бывшим колониальным странам привела к результатам прямо противоположным задуманным. Вместо планируемой модернизации она укрепила диктаторские режимы (даже при внешнем «демократическом» антураже в виде «всенародного» голосования), которые довели свои народы до массового голода и опустошительных гражданских войн.

Наряду с этим Бетелл приводит и противоположный пример, когда авторитарный режим не только обеспечивает экономический прогресс и рост благосостояния, но и распространяет гражданские свободы, защищает частную собственность, постепенно расширяет политические права. По такому пути шли азиатские «тигры» - Южная Корея, Тайвань, Сингапур. Сейчас по этому пути движется громадный континентальный Китай. В то же время, отмечает Бетелл, «частная собственность, к которой все с большим уважением относятся в Китае и в бывшем СССР, в США, на основании совершенно смехотворных уловок, подвергалась все более ожесточенным нападкам». Между тем частная собственность - это не просто фактор экономической эффективности, но и основа чести, свободы и достоинства человека. «Следующий пример (из реальной жизни) иллюстрирует эту мысль. В 1994 году американский фермер (японец по происхождению) выращивал клубнику на 58 акрах земли через дорогу от Диснейленда. Ягоды он продавал с придорожного лотка по доллару за пакетик. Ему приходилось начинать рабочий день в пять утра, включать тепловые вентиляторы, когда угрожали заморозки, и т.д. Газета «Лос Анджелес Таймс» сообщила, что как-то Майкл Эйснер пригласил его на ланч в Диснейленд и предложил ему по 2 млн долларов за акр. «Мне это не подходит, - сказал фермер репортеру. - Я не тот, кого вы называете деловыми людьми».

Будем надеяться, что «век расшибанья лбов о стену экономических доктрин» (А. Блок) подходит к концу. Может быть, понимание чести и достоинства человека вновь обретет свою силу в противовес стремлению к «обилию материальных благ». В конечном итоге человеческая жизнь, ее внутреннее наполнение гораздо ценнее долларовых счетов в банках. Экономикоцентризм должен быть преодолен. Бетелл снова отстаивает примат права и, в конечном итоге, здравого смысла: «Маркс поместил телегу экономической науки перед лошадью правоведения. Для некоторых правоведов это, на первый взгляд, выглядело так, будто дисциплина, именуемая теорией экономики и права, пытается найти новые обоснования для того, чтобы сделать то же самое. Попытки двигаться в этом направлении, несомненно, были. Но, в конечном счете самым важным результатом этой теории было то, что она привлекла внимание к фундаментальному обстоятельству: когда вещи находятся в собственности, их можно эффективно использовать, а когда они ничьи, то их используют расточительно, а издержки на передачу их тем, кто их ценит выше, оказываются чрезмерно высоки».

По поводу же «неразумности» частного предпринимательства можно возразить следующее: совокупный разум миллионов собственников, безусловно, превосходит ухищрения десятков централизованных плановиков. Именно через собственность человек становится homo sapiens, а не через ее ликвидацию.

Юрий ЕПАНЧИН
                                                                                                                                                                                                                                                                   


Copyright © Александр Панкратов. E-mail: nts1951@yandex.ru